Друк
17.04.2012

ВОЗИТЬ ПАССАЖИРОВ ЭЛЕКТРИЧЕК БУДЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

ВОЗИТЬ ПАССАЖИРОВ ЭЛЕКТРИЧЕК БУДЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

obozrevatel.com Сергей Коляда

 

Президент Украины Виктор Янукович поручил Киевской горгосадминистрации, Киевской облгосадминистрации, Министерству инфраструктуры и Укрзализныце до декабря текущего года разработать бизнес-план пилотного проекта создания пригородной железнодорожной компании на одном из направлений киевского железнодорожного узла. Указом Президента, предусмотрено также создание рабочей группы по подготовке необходимых нормативных документов, на основе которых и будет формироваться новая структура.  

Генеральный директор Укрзализныци Владимир Козак убежден, что формировать логистику транспортного соединения в регионах нужно путем активного сотрудничества руководства областей и железных дорог. Руководство области должно формировать заказ перевозчика разных видов транспорта и гарантировать механизмы финансовых компенсаций. Такая модель организации пригородного сообщения даст реальную перспективу существованию пригородного транспорта сегмента в надлежащем качестве.

Начать проще всего с проекта киевской кольцевой электрички.

«Государство, нужно отдать должное, вложило в  обновление подвижного состава для кольца городской электрички 80 млн. грн. Все остальное делалось за средства Юго-Западной железной дороги, которая, в частности,  передала Киевпасстрансу10 электропоездов. Считаю, что этот проект очень нужен киевлянам, хотя есть еще масса недоработок в сервисном обслуживании пассажиров, в самой логистике пассажиропотоков, доступности продажи билетов. Совместно со столичными властями мы работаем над этим и понимаем, что все трудности будут преодолены», – отметил Козак.

Взаимодействие железнодорожной администрации и исполнительной власти уже не просто мечта железнодорожников, а насущная необходимость. Есть и первые позитивные примеры их диалога: при долевом участии Приднепровской железной дороги и Совета Министров АР Крым будет приобретен рельсовый автобус. Планируется, что новый подвижной состав будет курсировать на маршруте Феодосия-Владиславовка-Керчь.

Руководство Укрзализныци неоднократно обращалось ко всем облгосадминистрациям с различными предложениями относительно совместной организации пригородных перевозок, в частности, путем предоставления заказов на перевозку, создания компаний, которые занимались бы пригородными перевозками, выделения средств на приобретение мотор-вагонного подвижного состава. Однако до полного взаимопонимания пока еще далеко.

«Мы обращаемся к местной власти с призывом разработать оптимальную схему организации регионального транспортного сообщения. Железные дороги совместно с местной властью должны определиться на местах, к какому ключевому пункту и каким образом будет осуществляться подвоз пассажиров – где остается электричка, где поедет маршрутное такси, где – автобус. Это общеевропейская практика», – отмечает генеральный директор Укрзализныци.

По мнению Владимира Козака, нужно искать выгодную модель, которая обеспечит более высокий уровень сервиса и экономическую эффективность пригородных перевозок. Сейчас они, как и в целом пассажирские перевозки Укрзализныци, убыточны, и пассажиропоток там не снижается. И обычной практикой для многих стран является дотирование пассажирских перевозок государственными и местными бюджетами. Например, Российские железные дороги в прошлом году получили госсубсидии в размере 25 млрд рублей, а 5 млрд рублей компенсировали регионы.

Как отмечает координатор реформы транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте Украины Александр Кава,на сегодняшний день пригородные перевозки организованы крайне неэффективно: «Этот пилотный проект  направлен на то, чтобы выработать новую философию пригородных перевозок, сделать их конкурентоспособными и привлечь в этот сегмент платежеспособных пассажиров. В перспективе такие компании будут созданы во всех регионах».

По пути создания пригородных пассажирских компаний пошла Россия, где были схожие с украинскими проблемы. Там эта работа ведется шестой год и на начало 2012 года в России работали уже 25 пригородных пассажирских компаний. Принцип их работы следующий. У железной дороги на год арендуется подвижной состав с возможностью ежегодного продления аренды. Каждая компания получает лицензию на использование подвижного состава, срок эксплуатации которого не превышает 28 лет. Компании учреждаются в форме акционерных обществ. Это могут быть либо совместные предприятия железнодорожной компании и региона, либо стопроцентные «дочки» ОАО «РЖД». В прошлом году 10 пригородных пассажирских компаний вышли на безубыточный уровень работы, а еще две новые планируют начать хозяйственную деятельности в 2012-ом.

По словам Александра Кавы, «российский путь» вполне соответствует  европейскому опыту, где обычно в создании пригородных компаний участвуют национальный оператор железных дорог и местные органы власти. В таком проекте может принять участие и частный инвестор. В частности «Центральная пригородная пассажирская компания» в Москве была создана как совместное предприятие между ОАО «РЖД», администрациями Москвы и Московской области. «РЖД» изначально обладало пакетом в 50% плюс 2 акции. Но недавно пакет Москвы и области, а также половина пакета РЖД были выкуплены инвестором.

А в Польше пригородная компания Koleje Mazowieckie (Варшава) создавалась как совместное предприятие между пригородным подразделением национального железнодорожного оператора PKP Przewozy Regionalne и Мазовецким воеводством, которое через 2 года стало единственным акционером компании.

«В сегодняшней форме перевозки функционировать не должны. Укрзализныця организовывает перевозки, а тарифы устанавливают местные власти. Не всегда компенсации возвращаются в полном объеме. Потребность в перевозках также удовлетворяется не в полном объеме. Нужно менять подходы к решению проблемы. Сегодня местные власти распоряжаются ресурсами и решают, куда направить бюджетные средства: на автомобильный или железнодорожный транспорт, или на маршрутки. По большому счету, именно руководители города, района или области в первую очередь заинтересованы в перевозке пассажиров, но они стремятся всеми силами передать свою ответственность железной дороге», – подчеркивает Александр Кава.